На конференции Gamescom 2025 Microsoft представила новую технологию под названием Advanced Shader Delivery, призванную решить проблему долгой первоначальной загрузки игр и статтеров. Функция дебютирует на портативных игровых консолях ROG Xbox Ally и ROG Xbox Ally X, которые поступят в продажу уже 16 октября.
Проблема компиляции шейдеров
Одной из причин долгой загрузки и микро-фризов при первом запуске игр на ПК является компиляция шейдеров. Шейдеры — это небольшие программы, отвечающие за отрисовку графики, будь то освещение, текстуры, физические эффекты и многое другое. Перед использованием их необходимо скомпилировать в формат, понятный конкретному графическому процессору (GPU) и установленному драйверу.
Традиционно этот процесс происходит либо на экране загрузки при первом запуске, либо в режиме реального времени («just-in-time»), что может вызывать заметные подтормаживания игрового процесса. После компиляции шейдеры кэшируются для последующих запусков, однако этот кэш становится недействительным при каждом обновлении графического драйвера, а значит процесс повторяется.
Advanced Shader Delivery
Команда DirectX разработала новый подход для решения этой проблемы. Вместо того чтобы выполнять ресурсоемкую компиляцию на устройстве каждого игрока, Microsoft предлагает перенести эту задачу в облако.
- Данные о шейдерах из любой игры собираются и упаковываются в новый стандартизированный формат — State Object Database (SODB).
- В сотрудничестве с производителями оборудования компилятор шейдеров был отделен от основного графического драйвера.
- В облаке данные из SODB объединяются с компилятором для создания предварительно скомпилированной базы данных шейдеров (Precompiled Shader Database, PSDB).
Эта готовая база данных (PSDB) распространяется через приложение Xbox на ПК вместе с самой игрой. Таким образом, при первом запуске игра обнаруживает уже готовый кэш шейдеров в системе Windows и пропускает этап компиляции. Сообщается, что система также будет автоматически обновлять кэш при установке нового графического драйвера.
Преимущества для игроков
Главное преимущество новой технологии — значительное сокращение времени загрузки и устранение большинства «статтеров», связанных с компиляцией. В качестве примера Microsoft приводит игру Avowed от Obsidian Entertainment: по данным инженерной команды, время запуска на тестовых устройствах удалось сократить на 85%.
Кроме того, перенос этой задачи в облако позволяет экономить заряд батареи на портативных устройствах, так как вычислительные ресурсы тратятся непосредственно на игровой процесс, а не на длительную компиляцию.
Дальнейшие планы
На начальном этапе технология Advanced Shader Delivery будет доступна на устройствах ASUS ROG Ally и ROG Ally X, причем для уже выпущенных игр интеграция не потребует никаких действий со стороны разработчиков.
В дальнейшем планирует расширение поддержки технологии для большего количества игр и устройств. В сентябре компания выпустит обновлённый AgilitySDK, который предоставит разработчикам и игровым магазинам необходимые инструменты и API для внедрения этой технологии в свои проекты. Ожидается, что тогда же появится дополнительная информация о расширении списка совместимых устройств.