[Перевод] Недавний сбой в работе сервисов Xbox вновь привлёк внимание к DRM от Microsoft

Автор:

Digital Rights Management (DRM) — технические средства защиты авторских прав цифрового контента, будь то музыка, фильмы или игры, которые применяются многими сервисами, чтобы проверять, действительно ли пользователь приобрёл тот или иной контент. Эти методы довольно успешно позволяют бороться с пиратством, однако порой они бьют и по владельцам лицензионных копий, что вызывает масштабные споры по поводу DRM в целом.

В начале рассказа хочется вспомнить игру SimCity (2013) от Electronic Arts с её ужасной DRM-системой. Сбой в её работе произошёл в день релиза игры, из-за чего тысячи людей по всему миру не могли играть в автономном режиме и даже выполнять такие элементарные вещи, как сохранение прогресса в игре.

А если ещё отмотать время назад, то можно вспомнить историю с DRM в Xbox One, когда было объявлено, что для работы консоли потребуется постоянное подключение к Интернету. К счастью, позднее Microsoft отказалась от этой идеи.

И вот мы подходим к нынешней ситуации. В прошлые выходные по всему миру не работали серверы аутентификации Xbox, из-за чего пользователи не могли покупать и запускать игры. Microsoft заявляет, что инженеры работают над обновлением для серверов, чтобы предотвратить повторение данной проблемы, однако вопросов остаётся много.

Подробнее о проблеме

Итак, поскольку серверы Xbox не могли проверить, что пользователь имеет права на тот или иной контент, при попытке запустить игру появлялось сообщение «Владелец этого контента должен авторизоваться в системе».

Для начала следует отметить, что на консолях Xbox есть два варианта входа в учётную запись — «домашний» и облачный. Облачная авторизация предназначена для использования на других консолях Xbox, например, чтобы вы могли войти в свой профиль на консоли у друга и поиграть вместе. Также многие используют эту функцию, чтобы делиться играми с друзьями или открыть доступ к своей библиотеке для второй игровой консоли в доме. В этом случае для проверки лицензии Xbox должен подключиться к облачным сервисам Microsoft, и если они недоступны, то система откажет в запуске игры.

На «домашней» консоли подобных проблем быть не должно, поскольку лицензия DRM хранится локально. Тем не менее некоторые пользователи жаловались, что они не могут запустить игры даже на «домашних» консолях, хотя в некоторых случаях это могла быть просто путаница в отношении того, как разные игры взаимодействуют с DRM.

Игра на «домашней» консоли может быть недоступна в том случае, если по какой-то причине она не смогла получить автономную лицензию. В беседе с Эшли МакКиссиком (Ashley McKissick), корпоративным вице-президентом по игровому опыту и платформам Xbox, редактору Windows Central Джезу Кордену удалось узнать некоторые подробности о том, как работают игровые лицензии на консолях Xbox.

Известно, что некоторые игры получают автономную лицензию во время установки, однако для других игр из-за особенностей разработки или специфики обратной совместимости может потребоваться однократный запуск с доступом к Интернету. Полученная лицензия будет действовать вечно. Игры на физических носителях получают лицензию непосредственно с диска. Правда и здесь не всё так просто. Если вы попытаетесь запустить дисковую копию игры от Xbox One на Xbox Series X|S, то игре потребуется сбросить некоторые настройки совместимости, и эта функция также не работала в период недоступности сервисов Xbox.

Преимущества и недостатки DRM

Без DRM-системы владельцы консолей Xbox в теории могут загрузить сотни игр из каталогов Xbox Game Pass и EA Play, используя пробную версию подписки, а затем отключить консоль от Интернета и получить все эти игры в неограниченное пользование. Очевидно, что разработчики вряд ли будут в восторге от подобного сценария, поэтому использование DRM выглядит оправданным. Однако иногда эта система даёт сбой, что негативно влияет на тех людей, которые заплатили за контент. Так что споры вокруг DRM явно утихнут нескоро.

Стоит напомнить, что для первоначальной настройки консолей Xbox требуется подключение к Интернету. Кроме этого, многие физические копии игр содержат на дисках лишь саму лицензию без файлов для запуска игры.

Противники DRM опасаются, что в каком-то далёком будущем лицензионные серверы могут быть отключены, после чего весь купленный контент станет недоступен. Подобные глобальные сбои показывают, что эти опасения не лишены смысла.

В мире найдётся много людей, которые хотят физически владеть купленным контентом и иметь возможность воспроизводить его без Интернета. Сценарий, при котором все загруженные игры, будь то цифровые или физические, в один момент могут стать доступны из-за DRM, точно является неприемлемым.

Представители Microsoft подтвердили, что невозможность запуска игры в автономном режиме на домашних консолях оказалась результатом проблем с серверами Xbox, и такое не должно было произойти. Тем не менее компании следует подробно рассказать о существующих моделях лицензирования и причинах, по которым некоторые игры потенциально могут оказаться с неподтверждённой лицензией. Сейчас это особенно важно, так как в мире всё большее распространение получают полностью цифровые консоли, такие как Xbox Series S.

Microsoft — один из немногих крупных владельцев платформ, что действительно заботится о сохранении программного обеспечения. Например, на прошлой неделе компания открыла исходный код 3D Movie Maker времён Windows 95. Кроме этого, Microsoft сделала многое для обновления и улучшения игр с прошлых поколений консолей. Однако к любой корпорации стоит относиться скептически, так как они не раз показывали, что готовы ухудшить условия для пользователей в угоду прибыли.

Нет никакой гарантии, что в будущем Microsoft продолжит вкладывать деньги в развитие своего игрового направления, не говоря уже о сохранении старых игр. Достаточно вспомнить, что Apple удалила игры для iOS из своего магазина, если они не получали обновления более двух лет. Пока нет никаких предпосылок, что Microsoft может поступить похожим образом, но кто знает, что случится через несколько лет.

Независимо от того, доверяете вы владельцам платформ или нет, DRM на консолях нуждается в модернизации. Steam на ПК уже давно позволяет 5 пользователям на 10 авторизованных ПК совместно использовать библиотеку игр, что намного удобнее, чем-то, что предлагают консоли на сегодняшний день. Забавно, что Microsoft хотела внедрить такую функцию в Xbox One ещё в 2013 году, но что-то не срослось. Также компания хотела предоставить официальную возможность перепродажи игр через партнёрские сети, но игроки отказались от этой идеи, так как физическое владение игрой является неотъемлемой частью консольных традиций. Почти десятилетие спустя консольные платформы продолжают обходить стороной это непонятное сплетение лицензионных положений и права двойного владения, которое становится все более запутанным в мире, ориентированном на подписку и цифровые технологии.

Необходима большая прозрачность

DRM уже давно стало ругательным словом, хотя нельзя винить разработчиков игр в том, что они хотят проверять, действительно ли пользователи заплатили за контент. Очевидно, что существующие системы действуют непрозрачно. Когда всё исправно, Xbox в фоновом режиме производит проверку DRM без ведома пользователя. Но если что-то выходит из строя (пусть и редко), то мы оказываемся в ситуации, когда попросту не знаем, к каким играм у нас есть доступ. Было бы неплохо, чтобы консоли Xbox смогли предоставлять пользователям подобную информацию в виде системных сообщений. Да и лицензия на игру могла бы устанавливать в месте с игрой без необходимости запуска.

Около года назад инженер Xbox на форуме ResetEra говорил, что Microsoft могла бы сделать больше, чтобы избавиться от путаницы, возникающей при подобных ситуациях:

«[...] нам (Xbox) необходимо улучшить сообщения об ошибках на консолях; слишком обобщенные и невнятные сообщения об ошибках вызывают путаницу и могут стать причиной недоверия к системе. Сейчас внутри компании ведётся работа по исправлению сообщений об ошибках, связанных с лицензированием, и я прослежу за тем, чтобы этот отзыв был услышан внутри компании».

Безусловно, за последнее время некоторые формулировки ошибок изменились, но этого по-прежнему недостаточно.

Хотелось бы знать, какие меры предпримет Microsoft в далёком-далёком будущем, если Xbox будет закрыт каким-нибудь злым киборгом или директором-квинтиллионером. Или что будет, если астероидный дождь уничтожит поверхности Земли, заставив нас жить под землёй с консолями без доступа в Интернет? Хотя, наверное, в последнем случае у нас всех будут куда более важные дела.

Очевидно лишь, что Microsoft следует предоставить пользователям больше информации по волнующим их вопросам. Можно ли запустить игру для Xbox Series X|S с диска? Требует ли она проверки DRM или специальной конфигурации при запуске? Есть ли у игры лицензия, срок действия которой однажды истечёт? Запустится ли она без патча первого дня?

Microsoft явно стоит задуматься над сокращением зависимости игр от запросов к серверам Xbox. Сейчас игроки не могут быть уверены в том, что современные игры для Xbox могут работать автономно, что явно не лучшая ситуация в целом.