Microsoft: философия «Open Design»

Автор:

В настоящее время для Microsoft становится важным не только каждый конкретный продукт, но и целая экосистема продуктов, их совместная работа и развитие на протяжении ближайших лет. Если раньше продукты могли создаваться в секрете отдельными командами, из-за чего они порой сильно отличались друг от друга, то с недавнего времени Microsoft отказалась от такого подхода.

Теперь компания придерживается философии под названием «Open Design», которая заключается в обмене идеями между командами и интеграции продуктов. Microsoft надеется, что это приведёт к улучшению сочетания аппаратного и программного обеспечения, чтобы оно выглядело так, будто оно принадлежит одной компании.

Речь идёт не только об улучшении визуального дизайна продуктов. Это гораздо более глубокое изменение, призванное модернизировать выпуск программного обеспечения и составить реальную конкуренцию гораздо более гибким стартапам.

Все мы слышали о том, что за последние годы сильно изменилась культура Microsoft, что команды разработчиков теперь работают более тесно. И именно поэтому Том Уоррен, редактор портала The Verge, провёл несколько дней в штаб-квартире Microsoft, чтобы лично убедиться в этом. И итог визита очевиден: Microsoft действительно извлекла уроки из ошибок прошлого.

Каждый четверг команды Surface, Windows и разработчики приложений собираются вместе, чтобы обсудить моменты, над которыми они работают. На собрании было более десятка сотрудников, представляющих такие продукты, как OneNote, OneDrive и Microsoft Teams. Все критиковали проекты друг друга, делились мнениями и идеями. Ещё лет 10 назад такое невозможно было представить в Microsoft.

Для Fluent Design System компания постоянно извлекает идеи из разных команд, синхронизируя их с каталогом общих принципов и рекомендаций. Дизайнеры могут войти в систему и увидеть макеты, концепты и дизайны других сотрудников. Джон Фридман, корпоративный вице-президент по дизайну и исследованиям в Microsoft, называет это первым шагом к демократизации дизайна.

Подход возник из-за одного из самых больших провалов компании: Windows Phone. Для его запуска Microsoft объединила команды разработчиков Windows, Office и аппаратного обеспечения, чтобы создать принципиально новый язык дизайна «Metro», благодаря которому система выглядела современно. И хоть Windows Phone как платформа оказалась провальной, её дизайн подтолкнул Apple и Google к созданию более совершенных мобильных операционных систем.

Fluent возвращает Microsoft к основам дизайна, уделяя больше внимания простоте. Вместо жирной типографики, Fluent фокусируется на едва различимых элементах, таких как свет, глубина, движение и материал. Компания постепенно делает Fluent центральным элементом видения дизайна в целом. Новый дизайн должен распространиться на множество продуктов, некоторые из которых используют более миллиарда человек по всему миру.

Промышленный дизайнер Xbox Крис Куявски (Chris Kujawski) отмечает, что изменения в компании открыли больше возможностей для дизайнеров. Рабочие места стали казаться менее устаревшими, так как дизайнеры могут свободно работать друг с другом. Так, например, ответственный за разработку Xbox Adaptive Controller может теперь работать над новой консолью Xbox или новым устройством Surface. Устройства Xbox и Surface могут отличаться, но команды, ответственные за их дизайн, сидят рядом друг с другом.

Если вспомнить историю с Surface RT, выпущенным одновременно с Windows 8, то его программное обеспечение (Windows RT) действительно сильно отставало от аппаратного обеспечения. Разработка устройства и системы шла одновременно, но команды практически не могли влиять друг на друга. И цель всех будущих продуктов Surface заключается в том, чтобы не допускать повторения ошибки с Surface RT, и гарантировать, что программное обеспечение не отстаёт от устройства.

Скорость конкурентов оказала огромное влияние на Microsoft. Компания начала создавать устройства Surface, увидев успехи Apple с MacBook Air и iPad, тогда как регулярные обновления для Chrome и Android со стороны Google сыграли свою роль в обеспечении непрерывной итерации Windows 10.

Не только технологические гиганты повлияли на Microsoft, но и тысячи стартапов, стремящихся отвоевать для себя место на рынке. Программный ландшафт сильно изменился с того момента, как Microsoft впервые организовала рабочий процесс. Ранее новая версия Windows выпускалась каждые несколько лет. Команды дизайнеров, разработчиков программного и аппаратного обеспечения были разрознены, поскольку это не имело большого значения из-за малого количества конкурентов.

В прошлом внутри Microsoft были изолированные команды со своими руководителями, которые постоянно конкурировали с другими командами за создание самого популярного продукта. Как известно, Билл Гейтс проводил рецензии продуктов, и за одну встречу мог убить годы работы команд. Так что команды, конечно же, сражались и за внимание со стороны Гейтса.

За последние десятилетие многое изменилось. Google и Apple создали хорошие конкурентоспособные продукты. Office, по-прежнему являющийся доминирующим бизнесом Microsoft, сейчас вынужден конкурировать с Google G Suite, Facebook Workplace и многими другими. Мелкие стартапы вполне успешно отбирают кусочки огромного бизнеса Microsoft. Например, Dropbox и Slack смогли внедрить инновации таким образом, что Microsoft оказалась в роли догоняющей.

Всё больше времени люди пользуются платформами iOS и Android. Они неподконтрольны Microsoft, поэтому компании необходимо создавать приложения, которые смогут составить конкуренцию на рынке. Компания больше не делает программное обеспечение только для контролируемой доминирующей платформы, она борется за свою долю на довольно переполненном рынке.

Для Microsoft пересмотр подхода к дизайну — это также пересмотр подхода к разработке продуктов. Компания рада провалам и более быстрому процессу тестирования для ускорения разработки. Это означает более быстрое создание прототипов, обучение работе с открытым исходным кодом, смещение центра программного бизнеса.

Старый подход Microsoft заключался в написании каждой строки кода. Но современные стартапы пишут лишь около 5% своего кода, полагаясь на инструменты с открытым исходным кодом.

Придуман новый способ создания прототипов будущих продуктов, как аппаратных, так и программных, который сокращает время на создание прототипа с часов или дней до минут. Начиналось всё с инструмента для тестирования изменений в веб-версии Office, а затем дизайнеры реорганизовали код и начали создавать прототипы других вещей, включая новый интерфейс Microsoft Search, новый способ получения результатов поиска в Office, Windows и так далее.

Интернет-прототип — это своего рода веб-версия Windows и Office, в которой дизайнеры могут мгновенно изменять внешний вид. Разработчики Windows, Office и Microsoft Edge активно используют этот инструмент для тестирования изменений в продуктах.

Акцент на скорости и использовании открытого исходного кода изменил представление компании о том, как продукты выходят на рынок. И если новый подход к проектированию сработает, то у компании будут хорошие возможности быстро реагировать на изменения программного и аппаратного обеспечения. Но это сложная задача. На такое изменение требуются годы, и нет никаких гарантий, что оно будет успешным.

Будущие разработки Microsoft выглядят всё более инклюзивными и учитывающими мнение людей, которые на самом деле пользуются продуктами компании. Благодаря этим изменениям на рынок был выпущен Xbox Adaptive Controller, а под брендом Surface вышли наушники. Компания всё больше рассчитывает, что клиенты будут влиять на проектные решения.

Будем надеяться, что это приведёт к улучшению аппаратного и программного обеспечения, однако в условиях единого дизайна провал одной вещи повлечёт за собой провал всего остального. Впрочем, если Microsoft будет прислушиваться к клиентам, то столь гибкий подход позволит быстро исправить ошибки.

Microsoft извлекла уроки из своего прошлого, и столько серьёзные изменения в дизайне выглядят вполне разумно. Теперь задача состоит в том, чтобы объединить все идеи от более чем 100 тысяч сотрудников в единый дизайн, который будет хорошо выглядеть и будет отлично согласовываться с другими продуктами. И вместе с этим нужно найти баланс, чтобы не выпускать продукты слишком рано или слишком поздно.