Перевод: полная информация о Windows Core OS

Автор:

Информация о проекте под названием Windows Core OS появилась в сети в начале 2017 года, хотя в недрах Microsoft работа над ним началась гораздо раньше. На базе ядра OneCore компания создаёт современную операционную систему, лишённую устаревшего кода. Наряду с Windows Core OS разрабатывается оболочка CShell, которая позволит Microsoft быстро и легко создавать новые версии Windows 10 с общими функциям и специальными компонентами для различных типов устройств.

Что такое Windows Core OS?

Сейчас Windows 10 представляет собой ряд различных операционных систем для множества типов устройств, на которых она может быть запущена. Существует Windows 10 для ПК, HoloLens, IoT, Surface Hub, Xbox, а в прошлом была ещё и версия для мобильных устройств. Все они являются Windows 10, однако с технической точки зрения это довольно разные системы, которые не очень хорошо работают на устройствах, для которых они не предназначены. Например, рабочий стол Windows 10 будет неудобным для использования на смартфонах, и наоборот.

Тем не менее, все эти версии Windows 10 включают в себя общие универсальные элементы, такие как OneCore и OneCoreUAP, являющиеся слоями операционной системы. Они присутствуют во всех версиях Windows 10 и обеспечивают поддержку Universal Windows Platform. Но все остальные элементы относятся к конкретной версии системы и не всегда являются взаимозаменяемыми. Чтобы какая-то функция начала работать на другой версии системы, разработчикам необходимо переписать и адаптировать код.

Прекрасным примером является меню «Пуск» и «Центр уведомлений» в Windows 10 и Windows 10 Mobile. Хоть Microsoft и старалась, чтобы эти функции выглядели одинаковыми, пользователи наверняка замечали различия между двумя вариантами меню «Пуск». Это связано с тем, что, казалось бы, одну и ту же функцию создавали дважды для разных версий системы.

Сейчас Microsoft приходится проделывать большой объём работы, чтобы создавать версию системы для нового типа устройств. Ни одна из существующих версий Windows 10 не подходит для использования на складных устройствах. Конечно, Microsoft могла бы начать работу над ещё одной версией Windows 10 для этой категории устройств, но инженерам пришлось бы переделать множество существующих функций и возможностей системы, чтобы гарантировать их правильную работу на этом форм-факторе. Это пустая трата времени и сил.

И именно для этого необходим Windows Core OS. Компания создаёт универсальную базу для Windows, которая может использоваться на всех этих устройствах. Вместо того, чтобы создавать новую версию Windows 10, Microsoft сможет просто использовать Windows Core OS и созданные для неё функции для создания системы для этого типа устройств, потратив при этом меньшее количество времени и ресурсов.

Windows Core OS сокращает Windows до минимума. Она не имеет поддержки устаревших Win32-приложений, не имеет устаревших интерфейсов графической оболочки и тесно связана с UWP, который уже является универсальным. И на основе этого Microsoft может создавать различные компоненты и функции, которые могут подключаться при необходимости. При этом сами компоненты могут использоваться на различных устройствах, поддерживаемых Windows Core OS.

Фактически, перед нами модульная платформа. Любая функция или возможность, которую Microsoft создаст для неё, может использоваться на любом устройстве под управлением Windows Core OS. Предположим, Microsoft разрабатывает компонент для поддержки Win32-приложений на ПК и ноутбуках с Windows Core OS. И, при необходимости, компания сможет без труда перенести этот компонент в HoloLens 2 или Surface Hub 2X.

Важным преимуществом Windows Core OS заключается в том, что разработчикам Windows потребуется гораздо меньше времени и ресурсов для создания новых возможностей для операционной системы. Если Microsoft или её партнёры захотят создать устройство в новом форм-факторе под управлением Windows, то больше не придётся ждать несколько лет, чтобы Microsoft создала версию Windows 10 для этого девайса.

Что такое CShell для Windows?

Идея общих компонентов распространяется и на пользовательский интерфейс. Microsoft создала универсальную оболочку под названием Composable Shell, которая также известна как CShell. Она позволяет Microsoft создавать оболочки, которые можно совместно использовать на разных устройствах и даже объединять их вместе, если это имеет смысл. Функции, относящиеся к оболочке, например, «Центр уведомлений», меню «Пуск» и панель задач, могут использоваться на всех устройствах с CShell без необходимости переписывать их код для каждого из устройств.

Ещё в 2017 году, до момента прекращения разработки Windows 10 Mobile, портал Windows Central опубликовал видео с демонстрацией CShell. На тот момент оболочка сильно напоминала ткущую версию Windows 10, за исключением того, что она была полностью современной и универсальной. Именно поэтому в CShell на смартфоне можно было увидеть множество современных элементов, включая контекстные меню в «Пуске» и точно такой же «Центр уведомлений», как на настольной версии Windows 10.

Таким образом, Microsoft может создавать различные оболочки с помощью CShell и обмениваться элементами между ними. С его помощью можно создать как полноценный интерфейс для настольной системы, так и полноценный интерфейс для мобильных устройств. А в некоторых случаях компания может даже связать несколько различных интерфейсов CShell на устройстве и загружать их, когда это имеет смысл.

Представим, что Microsoft решает выпустить Surface Phone под управлением Windows Core OS. Конечно же, для этого пригодится мобильный пользовательский интерфейс. Но если вы подключите смартфон к док-станции Continuum, то будет запущен реальный пользовательский интерфейс настольной Windows 10, созданный при помощи CShell.

Впрочем, Microsoft практически закончила попытки создания мобильных устройств, поэтому обратимся к чему-то более реальному. Например, компания может создать отдельный планшетный режим объединить его с настольным интерфейсом Windows 10. Такая связка может использоваться на устройствах 2-в-1, таких как Surface Pro. Когда пользователь отключает клавиатуру от устройства, он переходит в режим планшета, специально созданный на CShell.

Или можете представить себе игровой ПК, на котором в обычном режиме используется классический пользовательский интерфейс Windows 10 с панелью задач и меню «Пуск». Но если подключить контроллер Xbox, то будет запущен «Игровой режим», включающий ту же оболочку, что используется на консолях Xbox. Такие идеи вполне реально осуществить при помощи Windows Core OS и CShell.

Различные варианты Windows Core OS

Итак, пришло время рассказать о различных вариантах Windows Core OS, которые известны к текущему моменту. Microsoft пока ещё не рассказывала подробности о Windows Core OS, но уже анонсировала два устройства Surface Hub 2X и HoloLens 2, работающие под управлением этой системы.

Сейчас известно о трёх версиях Windows Core OS, находящихся в активной разработке. В разделах ниже вы увидите макеты, созданные журналистами портала Windows Central, которые являются точным отображением того, что им удалось увидеть своими глазами. Но важно понимать, что разработка ещё продолжается, поэтому финальная версия может выглядеть иначе.

Santorini. Windows Core OS для ноутбуков и складных ПК

Santorini, также известный как «Windows Lite», представляет собой версию Windows Core OS, которая, видимо, предназначена для различных типов устройств. Из-за этого у проекта есть несколько дополнительных кодовых названий, использующихся для описания различий меду оболочками системы, которые будут использоваться в зависимости от устройства.

Microsoft разрабатывает Santorini для потребителей и учебных заведений для использования на складных ПК, ноутбуках и планшетах 2-в-1. В итоге она может появиться и на мифическом устройстве Andromeda.

Система включает в себя совершенно новый пользовательский интерфейс, который не очень похож на Windows, а больше напоминает Chrome OS. Она тесно связана с веб-приложениями, но наибольший упор, конечно же, делается на универсальные приложения (UWP). В целом же Microsoft хочет, чтобы все приложения из Microsoft Store работали на Santorini.

Панель задач в Santorini находится по центру, как и в Surface Hub 2X. Существует простая панель для запуска приложений, где перечислены все установленные приложения из Microsoft Store и прикреплённые веб-сайты. Живых плиток, как и предполагалось, там нет. Также сообщается, что Windows Sets играют ключевую роль в работе Santorini, поскольку приложения и веб-сайты работают в окнах с вкладками, которые также группируются на панели задач.

Santorini не использует логотип Windows для кнопки «Пуск». Вместо этого в системе используется логотип Microsoft, что наводит на мысли, что эта версия Windows Core OS не будет продуктом под брендом «Windows».

Aruba. Windows Core OS для совместной работы

Aruba (также известный как HubOS) — это версия Windows Core OS, которая работает на Surface Hub 2X. Мы уже видели её в действии, а у Зака Боудена, редактора портала Windows Central, даже была возможность лично попробовать её в действии на Ignite 2018.

Система включает в себя совершенно новый пользовательский интерфейс, предназначенный для совместной работы и использования рукописного ввода на рабочем столе. Она включает в себя общий рабочий стол, позволяющий нескольким пользователям одновременно взаимодействовать и обмениваться файлами на одном устройстве из разных учётных записей. Пользователи также могут использоваться рукописный ввод прямо на экране блокировки, и эти записи останутся на протяжении всего сеанса, в котором вы участвуете.

Также в системе есть «динамическое вращение», которое является отличной демонстрацией плавности CShell. При повороте экрана многие элементы оболочки остаются на своих местах, а остальные плавно перемещаются вслед за экраном. Также Microsoft работает над «живыми обоями» для Windows Core OS, и эта функция должна быть в Aruba, однако на Ignite 2018 в системе на Surface Hub 2X её не было. Возможно, что на тот момент с функцией было много проблем.

Surface Hub 2X — это первое устройство под управлением Windows Core OS, которое Microsoft продемонстрировала миру. Напомним, что вначале в продажу поступает Surface Hub 2S без системы Windows Core OS, а в 2020 году станет доступно обновление аппаратного обеспечения под названием Surface Hub 2X.

Пока неизвестно, смогут ли партнёры Microsoft, такие как Dell и HP, использовать эту версию Windows Core OS для установки на собственных дисплеях для совместной работы. Отметим, что старая версия Surface Hub OS не доступна для партнёров.

Oasis. Windows Core OS для устройств Mixed Reality

Oasis — ещё одна версия Windows Core OS, предназначенная для работы на гарнитурах смешанной реальности. Об этой версии системы известно очень мало, хоть Microsoft и продемонстрировала её в ходе анонса HoloLens 2, когда рассказывала о новых возможностях, таких как возможность взаимодействовать с голограммами и интерфейсом при помощи рук.

В демонстрации пользователь поднимает руку, чтобы появилась кнопка «Пуск», на которую затем он может нажать другой рукой. После этого появляется плавающее меню «Пуск», предоставляющее быстрый доступ к ряду закреплённых приложений и системных функций, таких как громкость, батарея и т. д. Пользовательский интерфейс похож на тот, что используется в HoloLens 1 и Windows Mixed Reality на ПК под управлением Windows 10 19H1.

Xbox OS

Это версия Windows Core OS, предназначенная для Xbox, и в особенности для нового поколения под кодовым названием Scarlett. В этой системе основное внимание уделяется тому, чтобы разработчики игр могли создать единую сборку игры, которая будет запускаться везде, в том числе в полной версии Windows 10. Microsoft не будет заставлять разработчиков использовать GameCore для создания игр для следующего поколения Xbox, но это отличный вариант для тех, кто хочет быстро и эффективно создаваь проекты для разных Windows-платформ.

Цель во многом схожа с UWP, за исключением игровой направленности. Например, GameCore гораздо более открыт, как и Win32, и поддерживает такие возможности, как моддинг и многое другое, при этом обладает возможностью разработки игр с использованием инструментов и опций отладки, аналогичных UWP. Xbox OS — это гибрид различных операционных систем, а добавление GameCore позволит разработчикам создавать игры, используя современную кодовую базу. Это даёт разработчикам больше ресурсов и ускоряет процесс разработки.

Похоже, что GameCore также появится в полноценной версии Windows 10, поскольку цель проекта заключается в оптимизации разработки игр для разных платформ Windows, включая игровые ПК, где используется традиционная Windows. GameCore является базовым компонентом, с которым пользователь не будет взаимодействовать напрямую.

Быстрые обновления операционной системы

Для Windows Core OS компания Microsoft разрабатывает улучшенную систему Windows Update, которая сможет устанавливать обновления в фоновом режиме, а перезагрузка системы для установки обновлений будет длиться менее одной минуты.

Принцип работы будет похож на тот, что используется в Android и Chrome OS. На этих платформах система работает в двух отдельных зеркальных разделах. Когда обновление готово к установке, оно загружается и устанавливается в автономный раздел, который вы сейчас не используете. Когда это будет сделано, система попросит сделать перезагрузку. В итоге вы загружаетесь в тот раздел, на которой в течение 25 минут в фоновом режиме устанавливалось обновление.

Система загружается сразу, как будто обновления никогда не было. Это связано с тем, что установка уже выполнена, пока вы использовали другой раздел. Когда вы загружаетесь в раздел с установленным обновлением, другой раздел становится автономным для установки новых обновлений.

Это должно решить одну из самых больших проблем, с которым сталкиваются пользователи Windows. Обычно установка обновлений занимает от 5 до 30 минут, но на старых устройствах время может быть гораздо больше. Windows Core OS решает эту проблему, чтобы пользователь не мог использовать своё устройство не более, чем одну минуту.

Будут ли запускаться Win32-приложения?

Изначально в Windows Core OS отсутствовала поддержка устаревших Win32-приложений. Но сейчас Microsoft понимает, что для успеха системы необходима возможность запускать Win32. Сейчас компания изучает множество различных способов обеспечения поддержки устаревших программ в Windows Core OS, в том числе через удалённую и локальную эмуляцию, а также через то, что внутри компании называют «Win32usermode».

«Win32usermode» будет доступен там, где это имеет смысл, например, на Santorini и Aruba. Обеспечение поддержки устаревших программ с помощью компонента WCOS означает, что он не будет мешать современному ядру операционной системы, поддерживая чистоту и лёгкость Windows Core OS. Вполне вероятно, что поддержка будет ограничена приложениями из Microsoft Store или, в случае необходимости, пакетами APPX и MSIX. Возможность запуска неизменённых EXE-файлов может отсутствовать.

Что будет с текущей Windows 10?

Итак, что же всё это значит для нынешних пользователей Windows 10? Есть вероятность, что существующие устройства на Windows 10 не будут обновлены до Windows Core OS. По информации Windows Central, эта система предназначена только для новых устройств. Устаревшая Windows 10, которую внутри компании часто называют Windows Classic, продолжит существовать в качестве варианта для опытных пользователей. Она по-прежнему будет включать в себя все устаревшие компоненты и обеспечит обратную совместимость для тех пользователей, которым это необходимо.

Неизвестно, будет ли возможность установить редакцию Windows Core OS на существующие устройства из-за возможных проблем с драйверами. По мнению Зака Боудена, Microsoft может использовать метод развёртывания .FFU для установки Windows Core OS на устройства, поскольку он быстрее, чем установка системы из ISO-образа.

Windows 10 продолжит существовать в качестве варианта для опытных пользователей. Windows Core OS же предназначена для новых устройств и форм-факторов, и она будет полезна людям, которым не нужна вся функциональность, которую сейчас может предложить Windows 10. Windows Core OS может предложить упрощённый опыт использования для тех, кто предпочитает iOS или Chrome OS вместо сложного комплексного опыта в Windows 10.

Возможно, со временем Windows 10, которую мы знаем сегодня, станет выбором для опытных пользователей, геймеров и корпоративных клиентов, а Windows Core OS — для всех остальных. К слову, Apple также пытается позиционировать macOS в качестве системы для продвинутых пользователей, а iOS — как версию для всех остальных.

Windows Classic по-прежнему будет обновляться и получать новые функции, чтобы быть на одном уровне с Windows Core OS. Но что же касается OneCore и работы платформы, то не факт, что развитие Windows 10 будет таким же, как раньше.

Andromeda OS и Polaris

Если вы следите за новостями о Windows Core OS с самого начала, то наверняка помните ещё две версии системы под названиями Andromeda OS и Polaris. Однако упоминаний о них в тексте выше не было, поскольку они были отодвинуты на задний план, когда Microsoft решила сделать Windows Core OS платформой для создания новых опытов использования.

Polaris, фактически, был копией устаревшей Windows 10 S, но построенной на Windows Core OS и, следовательно, не включавшей в себя устаревшие компоненты. Andromeda OS — система, разработанная специально для мобильных устройств с двумя экранами с опытом использования, напоминающим дневник. Эти версии Windows Core OS во многом напоминали Windows 10, и в какой-то момент Microsoft решила, что нет смысла имитировать Windows 10 на WCOS. Вместо этого компания создаёт новый опыт использования. Таким образом, сейчас Andromeda OS и Polaris считаются «мёртвыми». Замена для них — Santorini.

Заключение

Итак, Windows Core OS:

  • Универсальная база для продуктов Windows.
  • Она позволяет Microsoft быстро и эффективно создавать новые версии Windows для различных типов устройств.
  • Позволяет обмениваться компонентами и функциями там, где это необходимо.
  • Обеспечивает быструю установку обновления системы.
  • Это будущее Windows на новых и уникальных типах устройств.
  • Не заменяет устаревшую Windows 10.

Что же касается анонса Windows Core OS, то вполне возможно, что его вовсе не будет. Вместо этого Microsoft может просто представить различные версии Windows Core OS, такие как Santorini, не рассказывая о технических различиях «под капотом». Подробный рассказ об изменениях был бы интересен для фанатов, но большинству людей в мире будет достаточно информации об отличиях на поверхности.

Создания Windows Core OS — это большое дело. У Microsoft есть долгосрочные планы на эту систему. Безусловно, сейчас WCOS вряд ли сможет сразу же стать лидером на рынке, но через 10-15 лет всё будет по-другому. К тому времени Windows Core OS может стать основной платформой Windows, поскольку он будет развиваться и совершенствоваться.

Оригинал статьи от Windows Central: «Windows Core OS: The Complete Guide».