На протяжении десятилетий Windows была гибкой и открытой платформой для компьютерных игр. Но уходящий год стал по-настоящему переломным для экосистемы Microsoft. Теперь Windows чувствует себя как дома и на портативных консолях, и на устройствах с архитектурой Arm.
Эра портативных ПК
Главным событием года, безусловно, стал выход портативных консолей ROG Xbox Ally и ROG Xbox Ally X, созданных в тесном партнерстве Microsoft, ASUS и AMD. Сердцем этих устройств стали новейшие процессоры линейки AMD Ryzen Z2.
Но дело не только в «железе». Microsoft наконец-то решила главную проблему портативных консолей на базе Windows — неудобное управление. Специально для этих устройств был разработан специальный режим под названием Xbox Full Screen Experience (FSE), оптимизированный под геймпады.

Но FSE не просто меняет интерфейс, превращая ПК в консоль. В этом режиме система автоматически минимизирует фоновые процессы и откладывает второстепенные задачи. Это позволяет освободить столь ценные ресурсы для игр. Результат — более стабильный фреймрейт и плавность картинки, что критически важно, когда на счету каждый ватт энергии.
Advanced Shader Delivery

Геймеры знают, как раздражают «тормоза» и долгая загрузка при первом запуске новой игры, пока компилируются шейдеры. Новая технология Advanced Shader Delivery (ASD) решает эту проблему, доставляя предварительно скомпилированные шейдеры вместе с установкой игры. Цифры впечатляют: время первой загрузки в Avowed сократилось более чем на 80%, а в Call of Duty: Black Ops 7 этот показатель улучшился более чем на 95%.
Эта функция уже поддерживается в десятках игр, распространяемых через приложение Xbox на ПК. А инструменты Agility SDK позволяют разработчикам легко внедрять ASD в свои проекты.
Windows on ARM
Долгое время Windows on ARM считалась непригодной для серьезных игр из-за проблем с совместимостью. Но в этом году всё стало значительно лучше.
Во-первых, Microsoft значительно улучшила эмулятор Prism, который позволяет запускать обычные x86/x64 игры на ARM-устройствах. Ключевым нововведением стала поддержка инструкций AVX и AVX2, которые активно используются в современных играх. Это резко расширило список совместимых проектов и повысило их производительность.
Во-вторых, добавлена поддержка античитов, необходимых для большинства онлайн-игр. Благодаря совместной работе Epic, Qualcomm и Microsoft, популярнейший Easy Anti-Cheat теперь нативно работает на Windows on Arm. А ранее для платформы уже были адаптированы BattlEye, Denuvo и XIGNCODE3.
DirectX Raytracing 1.2 (DXR 1.2)
В этом году была представлена новая версия DirectX Raytracing 1.2, которая обеспечивает «революционное улучшение производительности» благодаря внедрению двух новых технологий: микрокарт непрозрачности (Opacity Micromaps, OMM) и оптимизация порядка выполнения шейдеров.

- Микрокарты непрозрачности (Opacity Micromaps, OMM). Значительно оптимизируют геометрию с альфа-тестированием, обеспечивая повышение производительности до 2,3 раз в играх с трассировкой пути. Эффективно управляя данными о непрозрачности, OMM сокращает количество вызовов шейдеров и значительно повышает эффективность рендеринга без ущерба для качества изображения.
- Оптимизация порядка выполнения шейдеров. Предлагает значительный скачок в производительности рендеринга — в некоторых сценариях прирост составляет до 2 раз — за счет интеллектуальной группировки выполнения шейдеров для повышения эффективности GPU, уменьшения дивергенции и повышения частоты кадров, делая игры с трассировкой лучей более плавными и впечатляющими. Эта функция открывает дорогу к созданию большего количества игр с трассировкой пути.
Нейронный рендеринг
Также компания представила предварительную версию нейронного рендеринга. Эта технология позволит встраивать модели машинного обучения прямо в графический конвейер для задач вроде интеллектуального масштабирования изображения (аналог DLSS/FSR), шумоподавления и улучшения материалов.
Bluetooth LE Audio
И, наконец, приятным дополнением стали улучшения в работе звука. Стандарт Bluetooth LE Audio теперь позволяет наслаждаться высококачественным стереозвуком в играх даже во время голосового чата. Кроме этого, значительно снижена задержку звука по сравнению с Bluetooth Classic A2DP, что особенно важно в динамичных играх.

